Главная     Карта сайта     Разделы сайта     Полезная информация     Отзывы об отдыхе     Обратная связь

История Крыма
История до нашей эры
История нашей эры
Новая история
Население. Этническая история

История Крыма до нашей эры

Судя по результатам исследований археологов, Крымский полуостров был заселен с незапамятных времен. Свидетельства этого хранит еще праистория. Примерно около 150.000 лет назад, задолго до рождения общепризнанного отца истории Геродота, в здешних пещерах и гротах селились первобытные люди. Неандертальские стоянки эпохи раннего и среднего палеолита были обнаружены во многих местах Крыма (Ак-Кая у Белогорска, Чокурча возле Симферополя, Староселье в Бахчисарае и пр.).

I тысячелетие до н.э. - начало эпохи киммерийцев. Так ассирийцы называли северных соседей государства Урарту. Ираноязычные племена вторглись на полуостров в давние времена. Среди античных авторов, кроме Геродота, упоминание об этом народе можно найти у Гомера. В "Одиссее" поэт нарисовал довольно мрачную картину Крыма. Страна киммериан, как он описывал, вечно покрыта пеленой туманов и мглой облаков, сквозь которые никогда не пробивается луч солнца. Здесь великий грек поместил преддверие Аидова царства мертвых. С тех пор климат, к счастью, переменился...

В VIII-VII веках до н.э. кочевые киммерийские племена объединились для походов в Малую и Среднюю Азию. Следы народа, частично вытесненного скифами или ассимилировавшего с аборигенным населением, сохранились в топонимике Крыма: Боспор Киммерийский (ныне г. Керчь), Киммерик (древнее поселение на западных склонах горы Опук, южное побережье Керченского полуострова) и пр. Некоторые ученые склоняются к тому, что киммерийцы являются создателями так называемой кизил-кобинской культуры (VII-VI вв. до н.э.). Другие связывают ее с таврами, которые населяли южную часть полуострова примерно в те же времена (Х-IХ вв. до н.э.). От их имени (тавр - горный массив) древние греки называли юг горнолесной зоны Таврикой. В средние века, до XV в., название распространилось на весь полуостров.

Письменные источники донесли до нас сведения о жестокости и дикости тавров, якобы практикующих человеческие жертвоприношения. Моряков, потерпевших кораблекрушение у скалистых берегов Таврики, отводили в храм местной богини Девы, который находился на высокой скале, и сбрасывали в море. Народ сходился посмотреть на "священнодействие". Так писали греки, а как все происходило (и происходило ли) на самом деле - одному богу известно. На основе же сих кровавых легенд древние писатели создавали свои произведения (например, "Ифигения в Тавриде" Еврипида).

Перейдем к античному периоду и средним векам. Культуры и народы сменяют друг друга на этом клочке суши, как в калейдоскопе.

Первые греческие колонии появились на побережье 2,5 тысячи лет тому назад. Эллины принесли на полуостров свою цивилизацию. Выходцы из Милета основали Феодосию, Пантикапей, Мирмекий, Нимфей и прочие колонии на Керченском полуострове, колонисты из Гераклеи освоили запад и юго-запад Таврики - здесь возникли Херсонес и Каламита (современный Севастополь), Керкинитида (современная Евпатория), Калос-Лимен (современное Черноморское). Кроме удобных гаваней, эти города отличались тем, что рядом с ними находились земли, пригодные для сельского хозяйства. Колонисты выращивали виноград, зерновые, завезли много культурных деревьев.

VII век до н.э. - III век н.э. - на исторической арене появляются скифы, пришедшие из степей северного Причерноморья и Кавказа. Это был народ кочевников и воинов. Царь Атей, объединив скифов в солидное войско, предпринял ряд дерзких набегов на земли соседей.

Но после поражения, нанесенного скифам Филиппом Македонским и стоившего Атею жизни, а также под натиском сарматов, скифам пришлось оставить степи между устьями Дуная и Дона. Они основали свое государство в Крыму, столицей которого в III в. до н.э. стал Неаполь Скифский (современный Симферополь). Государство достигло расцвета при царе Скилуре и его сыне Палаке (II в. до н.э.). Скифы стремились завоевать выходы к морю и потеснить греков на побережье. Вспыхивали войны. Для подавления натиска скифов на западе херсонеситы попросили помощи у понтийского царя Митридата VI Евпатора. Его войска привел талантливый полководец Диофант, в битве с ним скифы потерпели поражение, а Херсонес попал в зависимость от Понта.

Диофантовы войны. Понтийский царь Митридат VI Евпатор дважды посылал своего полководца Диофанта с войском в Крым для помощи херсонеситам в войне со скифами. Обе кампании увенчались победой, и в честь Диофанта на площади Херсонеса была установлена статуя. После третьего победного похода Диофант присоединил Боспорское государство к владениям своего царя. Историки сознательно приписывают ему еще несколько блестящих походов, которые он, возможно, и не совершал. Авторитет выдающегося полководца античности столь велик, что ряду удачных военных походов того столетия дали общее название "диофантовы войны".

107 год до н.э. - в Боспорском царстве вспыхнуло восстание под предводительством скифа Савмака. И снова Митридат посылает Диофанта для усмирения бунтовщиков. Платой за военную помощь стало присоединение Боспора к владениям Митридата, который вскоре затеял войну с Римом. Увы, выдающийся правитель античности был предан собственным сыном Фарнаком, перешедшим на сторону врага.
 

Copyright © 2003-2005 KVN.  All rights reserved.  Designed by KVN.