История Крыма
до нашей эры
Судя по результатам исследований археологов,
Крымский полуостров был заселен с незапамятных времен. Свидетельства этого
хранит еще праистория. Примерно около 150.000 лет назад, задолго до
рождения общепризнанного отца истории Геродота, в здешних пещерах и гротах
селились первобытные люди. Неандертальские стоянки эпохи раннего и среднего
палеолита были обнаружены во многих местах Крыма (Ак-Кая у Белогорска,
Чокурча возле Симферополя, Староселье в Бахчисарае и пр.).
I тысячелетие до н.э. -
начало эпохи киммерийцев. Так ассирийцы называли северных соседей государства
Урарту. Ираноязычные племена вторглись на полуостров в давние времена. Среди
античных авторов, кроме Геродота, упоминание об этом народе можно найти у
Гомера. В "Одиссее" поэт нарисовал довольно мрачную картину Крыма.
Страна киммериан, как он описывал, вечно покрыта пеленой туманов и мглой
облаков, сквозь которые никогда не пробивается луч солнца. Здесь великий
грек поместил преддверие Аидова царства мертвых. С тех пор климат, к счастью,
переменился...
В VIII-VII веках до н.э.
кочевые киммерийские племена объединились для походов в Малую и Среднюю
Азию. Следы народа, частично вытесненного скифами или ассимилировавшего с
аборигенным населением, сохранились в топонимике Крыма: Боспор Киммерийский
(ныне г. Керчь), Киммерик (древнее поселение на западных склонах горы Опук,
южное побережье Керченского полуострова) и пр. Некоторые ученые склоняются к
тому, что киммерийцы являются создателями так называемой кизил-кобинской
культуры (VII-VI вв. до н.э.). Другие связывают ее с таврами, которые
населяли южную часть полуострова примерно в те же времена (Х-IХ вв.
до н.э.). От их имени (тавр - горный массив) древние греки называли
юг горнолесной зоны Таврикой. В средние века, до XV в., название
распространилось на весь полуостров.
Письменные источники донесли до нас сведения
о жестокости и дикости тавров, якобы практикующих человеческие
жертвоприношения. Моряков, потерпевших кораблекрушение у скалистых
берегов Таврики, отводили в храм местной богини Девы, который находился на
высокой скале, и сбрасывали в море. Народ сходился посмотреть на
"священнодействие". Так писали греки, а как все происходило (и
происходило ли) на самом деле - одному богу известно. На основе же
сих кровавых легенд древние писатели создавали свои произведения
(например, "Ифигения в Тавриде" Еврипида).
Перейдем к античному периоду и средним
векам. Культуры и народы сменяют друг друга на этом клочке суши, как в
калейдоскопе.
Первые греческие колонии появились на
побережье 2,5 тысячи лет тому назад. Эллины принесли на полуостров
свою цивилизацию. Выходцы из Милета основали Феодосию, Пантикапей,
Мирмекий, Нимфей и прочие колонии на Керченском полуострове, колонисты
из Гераклеи освоили запад и юго-запад Таврики - здесь возникли
Херсонес и Каламита (современный Севастополь), Керкинитида (современная
Евпатория), Калос-Лимен (современное Черноморское). Кроме удобных
гаваней, эти города отличались тем, что рядом с ними находились земли,
пригодные для сельского хозяйства. Колонисты выращивали виноград,
зерновые, завезли много культурных деревьев.
VII век до н.э. - III век н.э. -
на исторической арене появляются скифы, пришедшие из степей северного
Причерноморья и Кавказа. Это был народ кочевников и воинов. Царь Атей,
объединив скифов в солидное войско, предпринял ряд дерзких набегов на
земли соседей.
Но после поражения, нанесенного скифам
Филиппом Македонским и стоившего Атею жизни, а также под натиском
сарматов, скифам пришлось оставить степи между устьями Дуная и Дона. Они
основали свое государство в Крыму, столицей которого в III в. до н.э.
стал Неаполь Скифский (современный Симферополь). Государство достигло
расцвета при царе Скилуре и его сыне Палаке (II в. до н.э.). Скифы
стремились завоевать выходы к морю и потеснить греков на побережье.
Вспыхивали войны. Для подавления натиска скифов на западе херсонеситы
попросили помощи у понтийского царя Митридата VI Евпатора. Его
войска привел талантливый полководец Диофант, в битве с ним скифы
потерпели поражение, а Херсонес попал в зависимость от Понта.
Диофантовы войны. Понтийский царь Митридат VI
Евпатор дважды посылал своего полководца Диофанта с войском в Крым для
помощи херсонеситам в войне со скифами. Обе кампании увенчались победой,
и в честь Диофанта на площади Херсонеса была установлена статуя. После
третьего победного похода Диофант присоединил Боспорское государство
к владениям своего царя. Историки сознательно приписывают ему еще несколько
блестящих походов, которые он, возможно, и не совершал. Авторитет выдающегося
полководца античности столь велик, что ряду удачных военных походов того
столетия дали общее название "диофантовы войны".
107 год до н.э. -
в Боспорском царстве вспыхнуло восстание под предводительством скифа
Савмака. И снова Митридат посылает Диофанта для усмирения бунтовщиков.
Платой за военную помощь стало присоединение Боспора к владениям
Митридата, который вскоре затеял войну с Римом. Увы, выдающийся правитель
античности был предан собственным сыном Фарнаком, перешедшим на сторону
врага.
|