Население. Этническая
история Крыма
Население Крыма, включая Севастополь,
составляет около 2 миллионов 500 тысяч человек. Это довольно
много, его плотность превышает средние показатели, например, для республик
Прибалтики в 1,5 - 2 раза. Но если учесть, что в августе на
полуострове находятся одновременно до 2 миллионов приезжих, то есть
население в целом удваивается и в отдельных районах побережья достигает
плотности самых обжитых районов Японии - свыше 1 тысячи
человек на квадратный километр.
Сейчас в населении основную часть составляют
русские, затем украинцы, крымские татары (их число и доля в населении быстро
растут), значительна доля белорусов, евреев, армян, греков, немцев, болгар,
цыган, поляков, чехов, итальянцев. Малочисленны, но по-прежнему заметны в
культуре малые народы Крыма - караимы и крымчаки.
Языком межнационального общения продолжает
оставаться русский.
Этническая история Крыма очень сложна и
драматична. С уверенностью можно сказать одно: никогда национальный
состав полуострова не был однообразным, особенно в его горной части и
приморских районах.
Говоря о населении Таврических гор, римский
историк Плиний-старший еще во II веке до нашей эры замечает, что там
живут 30 народов. Горы и острова нередко служат убежищем для
реликтовых народов, когда-то великих, а затем сошедших с исторической арены
для мирной и размеренной жизни. Так было с воинственными готами,
покорившими почти всю Европу и затем растворившимися в ее просторах уже
в начале средних веков. А в Крыму поселения готов сохранялись до XV в.
Последнее напоминание о них - село Кок-Козы, то есть Голубые глаза
(сейчас село Соколиное).
Живут в Крыму караимы - небольшой
народ с самобытной и яркой историей. С ней вы сможете познакомиться в
"пещерном городе" Чуфут-кале (что значит Иудейская крепость,
караимизм - одна из ветвей иудаизма). Караимский язык относится к
кыпчакской подгруппе тюрских языков, но образ жизни караимов близок к
еврейскому. Кроме нашего края, караимы живут в Литве, это потомки личной
гвардии литовских великих князей, а также на западе Украины. К историческим
народам Крыма относятся крымчаки. Этот народ подвергся геноциду в годы
оккупации.
Иудейские купцы появились в Крыму еще в
I веке н. э., к этому времени относятся их захоронения в Пантикапее
(нынешней Керчи). Еврейское население области вынесло суровые испытания
в годы войны и понесло огромные потери. Сейчас в Крыму, в основном, в
городах и больше всего в Симферополе, проживает около 20 тысяч
евреев.
Первые русские общины стали появляться в
Судаке, Феодосии и Керчи в средние века. Это были купцы и ремесленники.
Более раннее (в IX и X вв.) появление дружин новгородского князя
Бравлина и киевского князя Владимира было связано с военными походами.
Массовое переселение крепостных крестьян
из Центральной России началось с 1783 г. - после присоединения
Крыма к империи. Солдаты-инвалиды и казаки получали земли для свободного
поселения. Строительство железной дороги в конце XIX в. и развитие
промышленности также вызывало приток русского населения.
В советские времена в Крыму имели право
поселяться отставные офицеры и люди, поработавшие на Севере, поэтому в
крымских городах, как уже отмечалось, очень много пенсионеров (конечно, не
только русских).
После развала СССР русские в Крыму не только
не утратили интерес к своей самобытной культуре, но, как и другие народы,
населяющие полуостров, создали свое общество - Русскую культурную
общину, всячески поддерживают связь со своей исконно-исторической
родиной - Россией, в т.ч. и через созданный Фонд "Москва -
Крым". Находится Фонд в Симферополе на ул. Фрунзе, 8. Выставки, встречи
с соотечественниками, празднования объединяющих народы дат - далеко
не полный перечень мероприятий, проводящихся в стенах прекрасно
оборудованного здания. Ячейка Фонда - Русский культурный центр
способствует укреплению культурных связей Крыма и России. Широко
отмечается в Крыму "блинная неделя" - масленица. Поистине
праздник славянской кухни - здесь и русские и белорусские блины, и
украинские млинци - со сметаной, с медом, вареньем и даже,.. с икрой.
Оживился интерес к православию, и церкви сейчас и нарядны, и многолюдны.
Жаль только, что русских ресторанов, где стиль был бы выдержан во всем, нет,
да и просто русской печи не сыщешь.
Украинцы в довоенных переписях населения
объединены с русскими. А вот в переписях конца XIX в. они занимают
3 - 4 место. Украина имеет тесные связи с полуостровом еще со
времен Крымского ханства, чумацкие обозы с солью, взаимная торговля в
мирное время и столь же взаимные набеги в военное - все это служило
перемещению и перемешиванию людей, хотя, конечно, основной поток
украинских поселенцев пошел в Крым только в конце XVIII в., а максимума
достиг в 50-х годах нашего столетия (после присоединения Хрущевым Крыма к
Украинской Советской Социалистической Республике).
Немцы, в том числе выходцы из Швейцарии,
поселились в Крыму при Екатерине II и занимались, по большей части,
сельским хозяйством. Сохранилось здание лютеранской церкви и школы при ней
в Симферополе (ул. Карла Либкнехта, 16), построенное на частные пожертвования.
В советское время немцы-колонисты образовали несколько колхозов, которые
славились высокой культурой земледелия и особенно животноводства; немецким
колбасам на крымских рынках не было равных. В августе 1941 г. немцы были
выселены в Северный Казахстан, и их деревни в Крыму больше не
восстанавливались.
Болгары селились на полуострове, как и греки,
с островов Эгейского моря, спасаясь от турецкого ига в годы войн последней
четверти XVIII в.. Именно болгары завезли на полуостров казанлыкскую
розу, и сейчас наш Крым является ведущим в мире производителем розового
масла.
Поляки и литовцы попадали в Крым после
разгромов национально-освободительных восстаний XVIII - XIX вв. как
ссыльные. Сейчас поляков, включая потомков и более поздних поселенцев, около
7 тысяч человек.
Огромную роль в истории Крыма сыграли греки,
появившиеся здесь еще в античную эпоху и основавшие колонии на Керченском
полуострове, в Юго-Западном Крыму, в районе Евпатории. Численность греческого
населения на полуострове менялась в различные эпохи. В 1897 г. их было
17 тыс. человек, а в 1939 - 20,6 тыс.
Давнюю историю в Крыму имеют армяне. В
Средневековье они составляли вместе с малоазийскими греками, так же
покинувшими родину под натиском турок, основное население Юго-западного
Крыма, а также городов в Восточном Крыму. Однако их потомки расселены
сейчас в Приазовье. В 1771 г. 31 тысяча христиан (греки, армяне и
другие) вышла под сопровождением русских войск из крымского ханства и
основала новые города и села на северном берегу Азовского моря. Это город
Мариуполь, город Нахичевань-на-Дону (часть Ростова). Памятники армянского
зодчества - монастырь Сурб-Хач в районе Старого Крыма, церковь в Ялте
и другие можно посетить с экскурсией или самостоятельно. Армянское
камнерезное искусство оказало заметное влияние и на архитектуру мечетей,
мавзолеев, дворцов Крымского ханства.
Уже после присоединения нашего края к России
армяне жили по большей части в Восточном Крыму; район Феодосии и Старого
Крыма называют Крымской Арменией. Кстати, известный художник
И.К. Айвазовский, лучший из маринистов, а также композитор
А.А. Спендиаров - крымские армяне.
Любопытно, что христианство крымские армяне приняли от
итальянцев и потому были католиками, а их разговорный язык мало отличался от
крымско-татарского. Естественно, смешанные браки никогда не были редкостью,
и большинство коренных крымчан в родстве с половиной мира.
Там же в Восточном Крыму, в Судаке, Феодосии и
Керчи еще до революции сохранялись любопытные осколки средневековья -
общины крымских "женовезцев" (генуэзцев), потомки тех самых
мореплавателей, купцов и солдат итальянской Генуи, которые господствовали
когда-то в Средиземном, Черном и Азовском морях и оставили башни в Феодосии.
Эти руины также можно посмотреть, это все настолько романтично, живописно,
неприступно, а главное - подлинно, что нет слов. Нужно просто поехать и
облазать, прочувствовать эту крепость руками и ногами.
Нередко на рынках Крыма можно увидеть корейцев.
Они хорошие земледельцы, трудолюбивые и удачливые. Совсем недавно они в
Крыму, буквально последние 30 лет, но крымская земля отзывается на их
труд богатыми дарами.
Все больше на рынках и плодов, выращенных
крымскими татарами, возрождающими славу садоводов, огородников и чабанов
полуострова.
Крымские татары как этническая общность
сформировались на основе постепенного слияния целого ряда древних племен
Таврики и нескольких волн степных кочевых народов (хазар, печенегов,
поповцев-кыпчаков и других). Этот процесс, по существу, еще даже не завершился:
существуют различия в языке, внешности и образе жизни южнобережных, горных и
степных татар.
Радушие и простоту крымских татар отмечали
еще первые русские исследователи, например, П.И. Сумароков. Их
трудолюбие и смекалку в земледелии уважает крестьянин любой национальности.
А современная крымско-татарская музыка по своей мелодичности и
зажигательному ритму успешно спорит с еврейской и цыганской.
К сожалению, среди части современных
представителей крымских татар становится все больше приверженцев
агрессивных вакхабитских течений. К чему это может привести, если ситуация
выйдет из под контроля, показали события в современной Чечне и Косово.
Очень бы не хотелось стать свидетелями развития событий по такому сценарию.
Хотелось бы надеяться на благоразумие и местных властей и самих татар…
Крымские цыгане, называвшие себя
"урмачель", многие века жили оседло среди коренного населения
Крыма и даже приняли ислам. Отдельные их кастовые группы занимались
ювелирным ремеслом, плели корзины и были садовыми рабочими (по
свидетельству Л.П. Симиренко, не уступающими лучшим татарским).
Не вполне оседлая группа цыган - аювджилар (медвежатники) занималась
гаданием, дрессурой медведей и мелкой торговлей. А вот музыкой долгое время
в исламском Крыму занимались только цыгане, хотя и приспособив ее к местным
вкусам. Именно от музыки крымских цыган в 30-е годы нашего века
"произошла" современная крымско-татарская музыка.
В 1944 г. коренные цыгане были депортированы из
Крыма вместе с другими народами. Считается, что на чужбине они этнически
сблизились с крымскими татарами и сейчас неотделимы от них. Тем не менее, на
вокзалах и базарах цыгане бросаются в глаза (почти в буквальном смысле слова).
Но это уже современная, послевоенная волна оседлости. Город Джанкой даже
показан во многих атласах мира как средоточие цыган: крупный железнодорожный
узел, легковерные курортники, следующие на юг, наконец, ласковое крымское
солнышко дают возможность сохранить традиционные ценности таборной жизни.
Кроме гадания "будет ли землетрясение?" и "кого полюбишь на
курорте?", мелкой торговли с "наваром" и обменом валюты с
элементами трансформации денежных знаков в цветную бумагу, цыгане
занимаются и обычным трудом: строят дома, работают на предприятиях Джанкоя
и других городов.
|