Главная     Карта сайта     Разделы сайта     Полезная информация     Отзывы об отдыхе     Обратная связь

"Дикий" отдых
Отдыхающему на заметку
Времена года
Регионы для отдыха
  Северо-западный Крым
  Северо-восточный Крым
  Юго-восточный Крым
  Юго-западный Крым
Туристическая карта Крыма
Активный отдых
  Экскурсии
  Пешеходный туризм
  Автотуризм
  Палаточный лагерь
  Велотуризм
  Дайвинг
  Альпинизм. Спелеотуризм
  Археологические экспедиции

Активный отдых: автотуризм

Автотуризм - это, прежде всего, покорение пространства, и успеха здесь можно достичь, лишь тщательно спланировав маршрут и изучив предварительно все пути-дороги, интересные места, определив возможности перекусить, отдохнуть, заночевать. Отыщите непременно специальные атласы и карты для автотуристов, например - "Крым: Атлас Туриста", просмотрите подшивки журналов "За рулем" и "Турист", проделайте все путешествие мысленно (приятнее это сделать лежа на диване, но полезнее - сидя за письменным столом, с карандашом, линейкой и калькулятором).

В зависимости от времени, которое вы хотите провести в пути, и качества дорог определяются величина суточного пробега, пункты питания и ночлега. Дневная норма пробега по проселочным дорогам может составлять 150 - 200 километров, а по хорошим шоссе вдвое больше. Путешествие с семьей не стоит превращать в ралли; проглатывание километров не заменит живописных видовых площадок, аппетитных придорожных рынков, освежающих родников, которыми так богаты дороги Крыма. Резерв времени всегда нужен и на непредвиденные остановки, преодоление неожиданных преград, устранение неисправностей и прочее.

Транспортные средства, на которых прибывают иностранные граждане на отдых и лечение в Крым, не подлежат обязательной регистрации.

Выбор маршрута

Северо-западный Крым - самый удобный район для недорого летнего отдыха в палаточных городках у просторных здешних пляжей. Достопримечательностей не так много, так что машина используется не столько для туризма, сколько для доставки вас и вашего бивуачного снаряжения.

Въезжая в Крым с северо-запада через Перекопский перешеек, после Красноперекопска сворачиваете на запад на райцентр пгт. Раздольное. Ближайший к нему (8 км) палаточный городок расположен у села Портовое. Но можно выбрать и отправившись вдоль берега моря дальше на запад: с. Стерегущее, с. Межводное, райцентр пгт. Черноморское, с. Оленевка, с. Марьино - везде есть недорогие условия в спартанском духе на прибрежных автостоянках, а для любителей джакузи, дичи, дайвинга и прочего дорогого - многочисленные частные пансионаты.

Западное побережье - обширная полоса берега, граничащая со степью и предгорьями. Автомобиль можно использовать не только для транспортировки палаточного имущества, но и для поездок в горы, к "пещерным городам" и прочим достопримечательностям Юго-западного Крыма, а также к многочисленным памятникам Севастополя. Дороги очень живописные и не особо загруженные.

Недорогой отдых в палаточных городках обеспечивается автотуристам в с. Поповка (Сакский район), пгт. Заозерное и на Новом пляже (Евпатория), платформах "Солнышко" и "Прибрежное", гарнизон Новофедоровка, с. Фрунзе (Сакский район), пгт. Николаевка (Симферопольский район), с. Береговое, с. Песчаное, с. Угловое (Бахчисарайский район), с. Орловка, с. Любимовка, с. Учкуевка (Севастополь). Во всех этих местах сдается множество дач, работают частные пансионаты с высоким уровнем комфорта.

Предгорный Крым - наименее известный, но самый интересный район для маршрутного автотуризма. Учитывая, что здесь проходит главный транзитный поток (особенно через Симферополь), путешествия лучше планировать на весну или осень.

Весна в Предгорье приятнее, чем на Южном берегу, и уж тем более лучше, чем на побережье степной зоны, - нет сырых пронизывающих ветров с моря, многочисленные горные озера быстро прогреваются, всюду цветение, зелень и простор. Ну а осень хороша обилием фруктов и винограда и их сравнительно низкой ценой.

Охраняемые автостоянки есть при всех гостиницах, а также рядом с придорожными ресторанами, многие из которых уже обустроились номерами и саунами или строят это прямо сейчас. Все шоссе от Симферополя к Алуште, к Севастополю и к Феодосии изобилуют отличными заведениями национальных кухонь разного уровня - от простых мангалов до VIP-заведений. Сами по себе дороги очень живописны, а посетить можно "пещерные города" и монастыри, развалины древних храмов и действующие монастыри, современные культовые места всякого рода экстрасенсов и неформалов, пещеры, водопады, памятники природы, например Белая скала у Белогорска или Плачущая скала между Симферополем и с. Николаевка. Местные жители ездят на рыбалку, охоту, сбор лекарственных трав, грибов, ягод, диких плодов. Впрочем, многое из этого продается прямо у шоссе, рядом со знаменитыми здешними родниками - особенно интересны села Богатое, Грушевка, Тополевка между Белогорском и Старым Крымом.

Так что даже если вы отправляетесь к морю и летом, не спешите проскакивать Предгорье на полном ходу.

Южный берег Крыма - это, прежде всего, замечательные горные дороги, каждый поворот которых открывает незабываемые по красоте виды. Но это и район с очень сложными условиями движения и с высокой экологической ранимостью. Курортные поселки и города западнее Алушты отличаются плотным курортным освоением и хороши лишь для автомобильного туризма с ночлегом в пансионатах или мотелях, что достаточно дорого. Зато восточнее Алушты палатка и все необходимое для лагеря обеспечат и экономию, и свободу.

На Алушту для любителей горных дорог (и соответствующих внедорожных автомобилей) очень интересен путь через Долгоруковскую яйлу: от Симферополя надо ехать на с. Строгановка, а потом через с. Денисовка подниматься на бывший полигон почти на километровую высоту яйлы. Сама по себе она достаточно просторна и интересна, чтобы покататься там пару часов, осматривая мишени, по которым когда-то палили сандинисты и красные кхмеры: курсанты из 40 стран Азии, Африки и Латинской Америки отрабатывали когда-то здесь приемы партизанской войны.

Вниз на запад открывается отличный вид на Салгирскую долину и склоны Чатырдага. А впереди - перевал между нагорьем Караби и горой Пахкал-Кая. Через него спуск мимо средневековой крепости Фуна и знаменитой Долины Привидений к с. Лучистое. От него можно или продолжить путь по одной из многочисленных горных дорог, или отправиться в Алушту по троллейбусной трассе или через Судакское шоссе.

В Ялту основная масса туристов прибывает через Симферополь и Алушту. Эта дорога, безусловно, красива, но очень запружена транспортом. Для любителей горных дорог очень интересен путь через плато Ай-Петри: от Симферополя надо ехать на Бахчисарай, а потом через село Танковое и поселок Куйбышево мимо Большого каньона Крыма асфальтовый серпантин поднимает вас на километровую высоту Ай-Петринской яйлы, простор и красота которой просто притягивают для того чтобы покататься там пару часов.

Гораздо проще, но не менее интересен маршрут через Бахчисарай и с. Танковое, но с поворотом на с. Красный Мак - мимо "пещерного города" Мангуп и с. Терновка вы попадаете на трассу Севастополь-Ялта. Здесь можно попасть к западной части Большой Ялты двумя путями - одинаково живописными и интересными. Но один из них чуть посложнее - это шоссе XIX в. через Байдарскую долину, здесь больше набор высоты. Второй вариант - современное шоссе над бухтой Ласпи. Оно имеет замечательную видовую площадку на скале Гарина-Михайловского. Сюда обязательно приезжают все севастопольские молодожены. Автотуристов ждут и ресторанчики с национальными кухнями, и сувениры, и новое красивое здание православной часовни.

Как уже говорилось, бухта Ласпи, хотя административно и относится к Севастополю, в природном отношении - настоящее Южнобережье. И одно из немногих мест, где можно отдохнуть у моря с палатками. Съезжая вниз к бухте, надо следовать по указателю "Пансионат Изумруд". Неподалеку от пансионата есть места для установки палаток.

Восточный Крым (Судак - Феодосия - Керчь) - район просторный, полупустынный, безводный, очень красивый, живописный в прямом смысле - многие художники стали всемирно известны, рисуя здешние пейзажи. Недорогой отдых в палаточных лагерях или просто в частном секторе можно сочетать с поездками по достопримечательностям и рыбацким деревням. Кстати, вблизи некоторых из них (например, с. Заветное на Керченском проливе) есть и средневековые каменные колодцы с удивительно вкусной водой. Ну а по части разнообразия пляжей и водоемов район просто не имеет себе равных в мире: плотная рапа (соляной раствор) Сиваша, а по другую сторону Арабатской стрелки - почти пресная вода Азовского моря; Керченский пролив - отдельное удовольствие с обилием карманных пляжей; ну и Черноморское побережье здесь тоже очень разнообразно - даже по обе стороны Судака - пгт. Новый Свет на западе и урочище Капсель и мыс Меганом на востоке абсолютно неповторимы.

Здешние кемпинги возникают только на летнее время, а постоянных хозяев у многих из них еще не определилось, поэтому и телефонов точных пока нет. Однако по мере отдаления от крупных курортов цены падают. Например, в урочище Капсель на ближайшем кемпинге в 2002 г. надо было платить за стоянку машины 2 доллара в сутки и с каждого человека еще по доллару, а на дальней стоянке - 1 доллар за весь экипаж и машину.

Вернемся теперь к планированию маршрута. Имея автомобиль, не стоит сводить путешествие к простому повторению троллейбусной трассы. Ведь доступны вам, действительно, первозданные уголки.

Помимо всего прочего, можно забраться и в самые экстремальные дебри. В Симферополе, Севастополе, Балаклаве и Алуште организован прокат джипов. Маршруты пролегают по "пещерным городам" и самым известным яйлам.

Выбор попутчиков

В автомобильное путешествие веселее отправляться караваном, но не слишком большим: 2-3 машины. Этого как раз достаточно, чтобы было кому помочь в случае поломки или на сложных участках; разнообразить общение на бивуаках и стоянке; обеспечить своей компанией для сугубо мужских, женских и детских интересов каждого члена семьи; кооперироваться, установив дежурство и распределив обязанности (кухня, дети, машина и т.п.). Обязательным условием для автокаравана служит общность интересов и взглядов на воспитание детей, желательным - однотипность машин, которая позволит проще устранять неисправности. Однако при любом уровне взаимного доверия каждый экипаж должен иметь все необходимое для "одиночного плавания" - мало ли что случается в дороге.

Если ваши машины будут оборудованы радиосвязью (радиостанциями или сотовыми телефонами), путешествие будет не только без досадных "потерялок", но и очень насыщенным и богатым для общения, шуток, обмена дорожными впечатлениями.

Подготовка автомобиля

Отправляясь в путь, позаботьтесь о безукоризненном техническом состоянии машины, особенно ее резиновой "обувки". Один-два пробных выезда на разнообразном по уклонам и качеству покрытия ближнем маршруте позволят вам обнаружить массу мелочей, которые, если с ними не справиться, испортят все путешествие. Особое внимание следует уделить тормозам.

Промойте радиатор и "рубашку" блока цилиндров, удалите накипь. В Крыму вода отличается высокой жесткостью, поэтому старайтесь не менять, а только доливать воду.

Кроме запасных частей, пригодятся еще другие разнообразные предметы для обслуживания машины. Домкратов лучше иметь пару: они выручат, если машина застрянет в пути, или при ремонте. На два домкрата, спереди и сзади, ставят машину при долгой стоянке или на каждую ночь, чтобы разгрузить рессоры, особенно при ночлеге в салоне. Два деревянных клина под колеса (при остановках на горных дорогах, на стоянках) также не помешают.

Крымское солнышко прожаривает машину в течение нескольких минут, окраска машины быстро тускнеет, так что тент из легкого палаточного брезента или льняного полотна обязателен. Края тента должны иметь "ушки" для закрепления к машине или к вбитым в землю колышкам, ведь ветер в Крыму, особенно на побережье, бывает, очень сильным.

Экипировка

На ночлег в машине можно рассчитывать лишь в экстремальных случаях, при непогоде, невозможности разбить палатку. Подготовка машины, ее переоснащение в спальню требуют перестановки массы вещей, нарушения порядка упаковки, все это занимает много времени и быстро утомляет, кроме того, спать в машине душно, тем более летом. Поэтому совет: не экономьте на палатке. Так называемые автодачи, трейлеры и прицепные фургоны для побережья, пожалуй, себя не оправдывают, они громоздки, обходятся недешево, но столь желанной прохлады не дают. Подойдет любая крупная светлая и легкая палатка с набором походной мебели: раскладушек-шезлонгов, столика. Важно, чтобы она имела окна с сеткой от насекомых и застежки-молнии на входе.

Посуда для автотуристов сейчас выпускается специальными наборами, но можно скомплектовать ее и самостоятельно: все должно быть небьющимся, вкладываться друг в друга; кастрюли, чайник и сковородка (с длинной съемной ручкой) должны храниться в брезентовом мешке, чтобы копоть не пачкала другие предметы.

Не прельщайтесь термосами, в пути они непрактичны: легко бьются. Советуем ограничиться лишь большим стальным "пищевым" термосом с широким горлышком, который достаточно надежен и универсален; его можно заполнить даже мороженым, что весьма кстати на приморских автостоянках, удаленных, как правило, от торговых точек.

Спальные мешки летом понадобятся лишь в горах, вообще лучший вариант постели - надувной резиновый матрац (у которого широкие возможности для развлечений на воде и важные функции на пляже), легкое шерстяное одеяло и рулон войлока. Простыню лучше совместить с пододеяльником и приобрести или пошить вкладыш для спального мешка (без самого мешка) - просторный хлопчатобумажный "конверт" с тесемками или застежками сверху. Вкладыш имеет массу преимуществ: он не свалится на пол палатки или землю и вообще не будет их касаться, в него не заползет какая-нибудь живность, его легко стирать, гладить, быстро стелить и убирать, он почти ничего не весит и не занимает места.

Войлок - очень ценная "кочевая" подстилка хоть на камнях, хоть на песке, хоть траве, отлично блокирующая резиновую сырость надувного матраца.

Правильное размещение и надежная упаковка вещей в семейном путешествии - обязательное условие спокойного и бесконфликтного отдыха, поэтому:
1) каждая вещь должна "знать" свое место;
2) все вещи должны объединяться в группы по назначению (продукты, посуда, одежда, инструменты, постель, спортинвентарь и т. п.);
3) бумажная упаковка не годится, мешки - брезентовые, льняные и полиэтиленовые, а также картонные коробки-паки, которые можно развернуть и сложить плоско - все это нужно надписать и разделить по тяжести: легкое - на крышу, тяжелое - в багажник или в прицеп.

Для хранения выходной одежды стоит приобрести или пошить специальный чехол с застежкой-молнией, в котором одежда закреплена на плечиках, ее очень удобно держать в салоне, повесив над одной из задних дверок, лучше левой.

Легкие и мягкие вещи, а также то, что не понадобится в пути до стоянки, упаковываются в багажнике на крыше, лучше всего в тент или палатку. Для того чтобы встречный ветер не разворошил ваши пожитки, сперва на них забрасываются боковые края тента, потом задний и в конце передний край; все это накрепко увязывается, лучше специальными пружинными тросиками с крючками. При малейшем постукивании выскользнувших краев тента или концов веревки по кузову машины следует остановиться и закрепить упаковку.

Автокараван

В пути нельзя отставать друг от друга, поэтому самый опытный водитель или самая надежная по исправности машина замыкает караван. На развилках и в населенных пунктах авангардной команде лучше подождать других и не терять их из виду.

В незнакомой местности или по проселкам лучше ехать днем. Положение солнца, вернее ориентацию маршрута на его восходе и заходе нужно выбирать так, чтобы лучи не слепили глаза. Вообще летом для движения годится только раннее утро и вечер. На жаре резина изнашивается быстрее, заплаты могут отклеиваться, перегревается двигатель.

Пассажир, сидящий рядом с водителем, должен не давать ему дремать в пути. Хороший разговор на легкие и приятные темы, но без резких вскриков и показываний пальцем, надежно компенсирует монотонность дороги.

При остановках на крутом склоне не забывайте подложить клинья или камни под колеса, но не оставляйте их на дороге. Очень крутые подъемы, на которые не хватает мощи мотора, можно брать задним ходом, высадив при этом пассажиров, но для этого требуется максимальная осторожность. Вообще крутые подъемы берутся без переключения передач, на коротких подъемах помогает предварительный разгон.

Осторожность требуется и на спусках, при этом следует пользоваться примерно той же скоростью, какая была на подъеме. Горы не терпят спуска с расчетом на одни тормоза и на нейтральной передаче или даже с выключенным мотором. Частое торможение на спусках сильно разогревает тормозные барабаны, а за ними ступицу и подшипники, из которых может вытечь не слишком тугоплавкая смазка. Поэтому на спусках нужно внимательно осматривать колеса и при следах вытекания смазки немедленно ее добавлять.

На горных дорогах Крыма предусмотрены специальные улавливающие карманы, отворачивающие от трассы тупики, гасящие инерцию разгона даже при отказе тормозов. Их положение отмечено дорожными знаками.

На грунтовых дорогах, заметив кучки земли, выброшенной грызунами из нор, объезжайте такие места, иначе машина может засесть в них колесами.

В горах да и в степи неожиданным препятствием может стать отара овец, стадо коров. Встречных животных лучше пропустить, остановившись.

Иногда в пути вдруг появляется резкий запах бензина. Мириться с этим нельзя, пары бензина, особенно этилированного, ядовиты, поэтому нужно немедленно определить неисправность.

Скорость движения выбирайте по своим возможностям и качеству дороги, ее загруженности автотранспортом, а также учитывая указатели на дорогах. Но даже при всех благоприятных условиях слишком быстрая езда обернется повышенным расходом горючего. Умелое вождение, правильное использование "наката" - инерции, хорошо отрегулированные тормоза, карбюратор помогут сэкономить бензин. Кстати, если в пути вести учет горючего, то данные о повышенном его расходе будут сигналом к поиску неисправности.

Автомобильный атлас в путешествии, конечно же, необходим, но не следует забывать поговорку, что "язык до Киева доведет". Всегда может понадобится и живая информация от местных жителей. Конечно, лучше всего ее получать у шоферов, мотоциклистов; при этом никогда не лишней будет пара уточняющих вопросов, ведь многие мелкие детали могут примелькаться и выпасть из поля зрения местного водителя. Поэтому о развилках, возможных ответвлениях, сложных участках старайтесь узнать подробнее у нескольких человек.

Если путь сложен и по нему придется возвращаться, выберите себе штурмана для ведения путевого дневника и маршрутной карты.

Устройство лагеря

Специальные приморские автостоянки есть в изобилии на северо-западе, западе, на Керченском полуострове. На ЮБК - только за пределами Большой Ялты, их много между Алуштой и Судаком. Новый район автотуризма - ранее засекреченный мыс Меганом восточнее Судака. В горно-лесной зоне не только устройство стоянки и лагеря, но и посещение леса в пожароопасный период (с мая по ноябрь) запрещено.

На ЮБК надо искать место для ночевки или в частном секторе, или устраиваться в здравницы с охраняемыми автостоянками.

На случай непредвиденной ночевки подойдут лесополосы или поросшие кустарником балки и другие закустаренные неугодья среди полей и садов.

Для таких ситуаций с выбором места тоже не стоит торопиться, а требования такие: его не должно быть видно с дороги; подъезд нужен удобный и такой, чтобы не раскис в случае дождя. Лучше, если бивуак будет выше дороги, ведь спуститься можно и по размокшему пути. В балках, оврагах и ущельях заманчиво выглядит ровное и чистое дно сухих русел дождевых потоков - их выдают песчано-щебнистые наносы. После ливней через эти русла может прокатиться мощный грязекаменный поток - сель, который в состоянии смести даже грузовик (такие случаи в Крыму были), а потому располагайтесь только на травке! Обычно в руководствах для автотуристов лагерь рекомендуют разбивать у источников воды и там, где есть хворост. Но в Крыму и то, и другое редкость, а костер (если он не в специальном бетонном кострище или стационарном мангале, которые есть кое-где в местах отдыха) очень испортит вашу репутацию перед лесниками, милицией и другими стражами порядка.

Прежде чем ставить палатку или расстилать подстилку, осмотрите землю, не слишком ли она сырая, нет ли в ней нор, ходов мелких муравьев, камней и коряг. Определите место для машины, она не должна задевать деревьев и кустов, но тень нужна надежная и долгая. Чтобы осмотреть машину снизу, лучше поставить ее над канавкой или углублением. Под колеса забейте клинья или камни, поднимите машину на оба домкрата и разгрузите багажник.

Телефоны:

Алуштинский горотдел ГАИ - тел.: (06560) 3-52-82.
Бахчисарайский райотдел ГАИ - (06554) 4-17-72.
Белогорский райотдел ГАИ - тел.: (06559) 9-19-45.
Джанкойский горрайотдел ГАИ - тел.: (06564) 3-01-06.
Евпаторийский горотдел ГАИ - тел.: (06569) 6-05-57.
Керченское горуправление ГАИ - тел.: (06561) 2-12-38.
Кировский райотдел ГАИ - тел.: (06555) 9-15-20.
Красноперекопский горрайотдел ГАИ - тел.: (06565) 2-11-25.
Ленинский райотдел ГАИ - тел.: (06557) 6-02-34.
Нижнегорский райотдел ГАИ - тел.: (06550) 2-28-35.
Раздольненский райотдел ГАИ - тел.: (06553) 9-12-45.
Сакский горрайотдел ГАИ - тел.: (06563) 2-52-32.
Севастопольский горотдел ГАИ - (0692) 54-25-97.
Симферопольское горуправление ГАИ - тел.: (0652) 49-55-26.
Симферопольский райотдел ГАИ - тел.: (0652) 27-37-91.
Судакский горотдел ГАИ - тел.: (06566) 2-27-71.
Феодосийский горотдел ГАИ - тел.: (06562) 3-02-14.
Черноморский райотдел ГАИ - тел.: (06558) 9-92-94.
Ялтинское городское УВД - тел.: (0654) 32-20-50.
 

Copyright © 2003-2005 KVN.  All rights reserved.  Designed by KVN.