Активный отдых:
дайвинг - погружение с аквалангом
Развитие такого специфического вида
отдыха, как подводный - дайвинг, заставляет окинуть мысленным
взором перспективы и возможности проведения погружений с аквалангом
в Крыму, и подумать над тем, как наиболее полно реализовать богатый
туристский потенциал данного региона в этой сфере отдыха.
Чем же вообще привлекателен дайвинг
для современного туриста?
Многими движет тяга к новизне и острым
ощущениям. В подводном плавании такие люди видят способ на время
избавиться от рутинного "земного" существования, получить порцию
"глубинного адреналина", почувствовать себя в первородной среде,
почти в состоянии невесомости, пусть хоть и на время, которое ограничено
запасом воздуха в 10-18-литровом баллоне.
Для других дайвинг - это возможность
исследования морских глубин, раскрытие тайн подводного мира,
прикосновение к истории и следам прошедших эпох. Эти люди горят желанием
побывать на возможно большем количестве подводных объектов, все потрогать
своими руками.
Некоторые хотят выделиться, подчеркнуть
свою индивидуальность. Ведь столь необычный отдых - явление отнюдь
не массовое. С этим связаны особый слэнг и привычки дайверов, только им
понятные выражения и неистребимая тяга к различного рода рекордам (в
основном - по глубине погружения), иногда, к сожалению, в ущерб
здоровью, а порой и жизни.
Наконец, есть дайверы, которым нравится
просто плавать и дышать под водой. Их забавляет сам процесс пребывания в
необычной среде. Такие люди, как правило, не стремятся на большие глубины
и не испытывают острую потребность любыми способами побывать на очередном
объекте. Им хорошо почти везде, где прозрачная вода, более-менее интересный
рельеф и есть кое-какая живность.
Берега Крымского полуострова интересны для
погружений как новичков, так и опытных дайверов. Многоплановые рельефы и
ландшафты морского дна; последствия тектонических разломов и извержений
вулканов; самородные жилы яшмы, оникса, агата, других красивых камней;
огромное количество утвари и предметов быта, относящихся к различным
историческим эпохам; эффектные "рэки" ("wrecks" -
обломки крушений, затонувшие суда), возраст которых составляет от
нескольких тысяч до нескольких десятков лет (кстати, они больше всего
радуют искушенного дайвера) - все это находится на приемлемых
глубинах и в доступных местах.
Весьма интересен и богато насыщен различными
подводными объектами район юго-западного Крыма - от мыса Лукулл до
мыса Сарыч. Вся эта акватория представляет собой внешний рейд Севастополя
и Балаклавы. На историю этих мест огромное влияние оказали события, долгое
время разворачивавшиеся вокруг античного города Херсонес и близлежащих
колоний, века противостояния генуэзцев, средневекового княжества Феодоро,
кочевников, хазар, готов, турок, татар и пр. Затем последовало завоевание
этих земель Российской Империей, основание флота, легендарная первая
оборона Севастополя и не менее упорная и героическая вторая оборона во
время Великой Отечественной...
Дно Черного моря в этом районе надежно
сохранило предметы и объекты, красноречиво свидетельствующие обо всех
основных этапах исторического развития этих мест.
В окрестностях Севастополя много фирм и
организаций, которые производят погружения с аквалангом, но не так много
профессионалов. Не хватает опытных инструкторов, надежного
(желательно - импортного) снаряжения, удобных плавсредств. Мало
сведений о различных подводных объектах, у многих нет их координатов и
пеленгов.
Из надежных фирм (базирующихся в
Севастополе) можно порекомендовать фирму "Крым Марина Сервис".
Эта специализированная водолазная компания производит широкий
спектр подводно-технических работ. Она признана Российским и Украинским
морскими Регистрами судоходства, а также Bureau Veritas. На производимые
водолазные работы имеется сертификат соответствия международным
стандартам серии ISO-9002.
Помимо профессиональных водолазных работ,
компания активно пропагандирует и обеспечивает проведение дайвинга в
Крыму, поддерживает и старается продвигать европейскую систему обучения
подводному плаванию, которая называется CEDIP (Европейский комитет
профессиональных инструкторов подводного плавания). Подводные инструкторы
имеют право обучать по этой системе и выдавать сертификаты международного
образца.
Дайверы, ныряющие с CMS, спускаются в
снаряжении импортного производства (Technisub, Scubapro, Comex, Beuchat и т.д.).
Опытные инструкторы компании могут обучить подводному плаванию в течение
пяти дней. За это время будут произведены 9 погружений, теоретические и
практические занятия. В конце обучения дайвер получает международную
пластиковую карточку CEDIP и имеет право спускаться в любом дайв-центре
Крыма и за границей. Для новичков, которые хотят просто попробовать подышать
под водой и получить первичные навыки использования персонального
снаряжения, инструкторы проводят погружения с берега. Время ограничено
только лишь запасом воздуха в 12-литровом баллоне (40-50 мин). Для более
опытных и сертифицированных подводников специалисты компании могут
предложить однодневные туры с погружениями на затонувшие объекты (Wrecks),
в подводные гроты мыса Айя и мыса Фиолент и подводную часть херсонесского
городища.
Описания некоторых "рэков",
представляющих интерес для подводного туризма
1. Самолет И-16
Был сбит немцами и затонул в районе мыса
Херсонес в 1944 году на глубине 11 м. Хорошо сохранились двигатель,
пропеллер, каркас от плоскостей, фюзеляж, рама с приборной доской, магазины
с патронами, шелковый парашют. Рельеф дна - крупный камень, песок.
Мористее, на глубине 18 метров - красивый, разноплановый
ландшафт с каменными арками.
2. Военный транспорт
Судно, длиной около 50 метров разворочено
мощным взрывом. Затонуло на глубине 20 м в районе бухты Голубой, на
траверзе 35-й батареи (место съемок кинофильма "Человек-амфибия").
Лежит на ровном киле. Видны открытые иллюминаторы с разбитыми взрывом
стеклами. Дно - крупный камень и галька.
3. Греческий виновоз
Погиб в 1932 году во время шторма в районе мыса
Айя. Лежит на склоне, носом к берегу, с креном на правый борт и с дифферентом
около 30 град, на корму. Глубины: от 7 м (нос) до 20 м (корма).
Длина судна около 80 метров. Хорошо сохранились винт, линия вала, руль,
кормовая часть и днище корабля. Видна арматура парового котла, котельное
отделение, корабельные механизмы. В районе гибели судна множество
различных деталей и фрагментов оснастки. Дно - крупный камень,
скала.
4. Английское парусное судно
Корабль затонул 14.11.1854 года во время урагана,
когда одновременно погибли 35 судов союзного флота в дни Крымской войны.
Предположительное название "City of London". Лежит на ровном киле,
носом к берегу, видны шпангоуты. Борта прошиты бронзовыми гвоздями диаметром
20 мм, длиной от 20 до 70 см. Возле судна много осколков битой посуды
и бутылок. Деревянная обшивка правого борта хорошо сохранилась. В носовой
части видны фрагменты палубы. Объект частично заилен. Глубина - около
8 метров. Рельеф дна ровный. Мелкие камни, ил.
5. Самолет "Аэрокобра"
Немецкий самолет. Был сбит и затонуп в бухте
Казачьей в 1942 году на глубине 22 метра. Хорошо сохранилась кабина
пилота и стрелка-радиста. Плоскости лежат возле объекта. Заилен на 2/3, Рельеф
дна ровный. Ил, песок.
6. Объекты в бухте Казачьей
Торпеды, снаряды, патроны, обломки трех судов.
Глубины - до 20 метров. Все объекты времен Великой Отечественной
войны. Рельеф дна ровный. Ил, песок.
7. Гроты на мысе Айя
Гроты расположены под водой на отвесных склонах
мыса Айя, на глубине 10 метров. Протяженность - около 20 метров.
В конце одного из гротов имеются выходы источников пресной воды. Скалы отвесно
уходят вниз до глубины бопее 30 метров.
8. Транспортное судно "Santa-Fe"
Немецкий транспорт. Был торпедирован советской
подводной лодкой и затонул в районе Евпатории при освобождении Крыма в
1944 году. Лежит на глубине 22 метра на ровном киле. В трюме видны
самоходные установки, танки. На палубе раскреплены железные бочки с бензином.
Длина - около 180 метров. Расколот на три части. Хорошо сохранились корпус
судна, надстройка. Рельеф дна ровный. Песок.
9. Морской охотник
Немецкое судно-охотник за подводными лодками.
Затонул на дистанции 250 метров от места гибели "Santa-Fe", во
время охоты за советской подводной лодкой, торпедировавшей этот транспорт.
Расстояние от берега до объекта - около 3-х миль. Лежит на ровном киле на
глубине 22 метра. Хорошо сохранились носовое и кормовое орудия. В
корпусе видна большая пробоина. Рельеф дна ровный. Песок.
Помимо наработанных объектов, представляющих
интерес для дайвинга, фирма, которая производит погружения с аквалангом в
Крыму, должна иметь лицензию на право организации туристической деятельности,
разрешение от начальника крымского погранотряда и местных пограничников,
соответствующие квалификационные документы у гида-инструктора по дайвингу
и капитана плавсредства.
Дайверы, ныряющие в районе м. Лукулл -
м. Сарыч, могут размещаться как на ЮБК (б. Ласпи), так и в Севастополе.
Но удобнее, чтобы подводники отправлялись на дайв из Севастополя или
Балаклавы. В других местах просто нет удобных причальных сооружений или
необходимых плавсредств.
Опыт последних лет показывает, что
"нырялка" на юго-западе Крыма ничуть не менее интересная, и в то же
время, менее дорогая, чем в районе Большой Ялты - Судака. Туристский
потенциал юго-запада Крыма в области дайвинга во многом еще не освоен и не
испытан массовостью, а потому трогательно-архаичен и не чужд понятию
"индивидуальный подход к клиенту".
|